Будьте в курсе наших новостей
Подписывайтесь на нас в социальных сетях
Минусинский драматический театр считается одним из старейших театров Сибири.
А всё началось в середине XIX века с небольшой самодеятельной группы
энтузиастов, увлечённых драматическим искусством. Около 1880 года в городе
образовалось Минусинское литературно-музыкально-драматическое общество,
которое возглавила актриса Олимпиада Александровна Волконская. Участниками
кружка были и интеллигенты (Н.З. Ярцев, Е.К. Малинина, И.Т. Гусев, А.Ф.
Персиков, Н.И. Тропин), и купцы (Сафьяновы, Даниловы), и купеческие
приказчики, и даже те, кто вовсе грамоте не был обучен.

Благодаря имеющимся заметкам из газет начала 1880-х годов есть подтверждения
деятельности этого музыкально-драматического кружка. Так, например, в томской
газете «Сибирская жизнь» сказано, что 22 ноября 1881 года в зале Благородного
собрания города Минусинска состоялись спектакли «Милые бранятся – только
тешатся» и «Женитьба Белугина», организованные в пользу музея и вызвавшие у
публики «единодушный крик восторга и долго не умолкавшие рукоплескания».
Кроме того, сохранились счета от прошедших спектаклей и известно, что
собранные средства отдавались на благотворительность. Эти свидетельства говорят
о популярности любительского театра в городе Минусинске и о вероятности его
более ранних исторических истоков.

Официальной датой рождения театра всё же считается 28 ноября 1882 года. В этот
день, указанный на дошедшей до наших дней рукописной афише, состоялся
спектакль «Без вины виноватые» по пьесе Н.Н. Елизарова и водевиль П.
Григорьева «Дочь русского актёра». Вырученные средства были использованы на
нужды общественной библиотеки.

Благодаря энтузиазму любителей театрального искусства театр набирал силы,
увеличивалось количество репетиций, шились декорации и костюмы. Театр
становился всё более популярным, хотя в городе не было вместительного зала.
Сборы от спектаклей превышали и сто, и двести рублей. Для того времени это
были весьма внушительные суммы.
В 1888 году на Средовой площади была выкуплена в долг за 600 рублей старая
деревянная казарма, ранее служившая складом купцу Солдатову. Чтобы погасить
долг приходилось отдавать деньги, вырученные от спектаклей.

Условия в приобретённом здании оставляли желать лучшего. Строение плохо
отапливалось и не имело освещения. Часто представления проходили при свечах.
Для привлечения народа в то время ставились, в основном, мелодрамы и водевили
с зазывающими названиями.
Ставить спектакли в казарме становилось всё труднее. Актёры всё чаще были
вынуждены играть на небольших клубных сценах, а в летнее время – на открытых
площадках. Становилось ясно, что без нового здания не обойтись. Хотя одно за
другим подавались в городскую Думу прошения о постройке здания для театра,
свободных средств у города не было, да и обосновать расход на подобные цели
было весьма затруднительно.

Положение спас ссыльный революционер Феликс Яковлевич Кон. Он предложил
способ, как собрать необходимые для постройки здания деньги.

В то время Минусинск был в большинстве своём городом деревянным, где пожары
происходили довольно часто. После памятного 1881 года пожара в Красноярске, по
всей Енисейской губернии образовывались Вольные пожарные общества. Правила
требовали, «чтобы экипаж: лошадь и служитель находились в одном здании, что
значительно ускоряет выезд обоза», и Ф.Я. Кон посоветовал купцам не собирать
средства на строительство защитных стен между домов (брандмауэров), а
скинуться и выстроить депо пожарной команды. И чтобы его пожарная вышка
была как можно выше, а второй этаж предложил отдать театру. При этом, по
задумке, театр, как пожароопасное заведение, был, во-первых, всегда под
присмотром, а во-вторых, большое количество пожарных входило в общество
любителей театра.

Наконец, Дума приняла решение о строительстве помещения для пожарного
общества, где часть здания отводилась под театр. Проект здания разработал
местный архитектор-самоучка Аристарх Филиппович Персиков. Для экономии на
фундаменте А.Ф. Персиков предложил строить театр прямо на выходящем на
поверхность кряже каменной скалы.
И вдруг выяснилось, что у этого проекта есть противники в лице местного
духовенства, не желающего иметь здание театра вблизи соборного прихода. Но
опять основным доводом в пользу строительства стала близость от собора, не
столько театра, сколько пожарной команды, и высота её каланчи.

В 1904 году состоялся долгожданный молебен при закладке здания. Театр в
Минусинске строили всем миром. Средства, которые выделила Городская управа,
были весьма незначительными, да и выплачивались они с большой задержкой.
Приходилось буквально всё делать самим: купцы давали лошадей для подвоза
строительных материалов (в основном это был природный камень с соседней
горы), а все остальные работы по строительству делались бесплатно энтузиастами-
минусинцами.
Строительством руководил Николай Иванович Тропин, который в театре был и
гримёром, и декоратором, да и вообще, человеком, много энергии отдававшим
подготовке спектаклей. Он-то и стал организатором минусинцев в добровольных
строительных работах.
Гримёрные комнаты сооружены были под сценой, зрительный зал был рассчитан
на шестьсот мест. Театр имел три яруса: партер, где должна была размещаться
городская администрация, ряд пяти-шестиместных лож и амфитеатр. Фойе
освещалось керосиновыми лампами, а сцена - десятками ламп и сальными свечами.
Интересное освещение было в зрительном зале: под потолком были подвешены две
десятилинейные керосиновые лампы. Когда начинался спектакль, они закрывались
тёмными полушариями.

27 декабря 1906 года состоялось торжественное открытие Минусинского театра. И,
конечно, это было событием для всего города. Администрация города и театра
опасалась любой неожиданности, которая могла сорвать представление. Открытие
нового здания театра проходило со всеми предосторожностями. Билеты продавал
полицейский, рядом с контролёром стоял жандарм, а вокруг театра разъезжали
конные полицейские.
Театр открылся постановкой спектакля-водевиля по пьесе А.П. Чехова
«Предложение». В самый разгар спора с женихом о Воловьих Лужках с третьего
яруса галёрки раздался громкий голос: «Воловьи Лужки не ваши, а народные!»
Это вызвало настоящий переполох. Административные чины и полицейские
бросились к выходу, кто-то из публики полез на сцену. Но шум стих, и спектакль
благополучно завершился. А потом были овации, букеты цветов и праздничный
ужин труппы с купцами-меценатами. Шампанское лилось рекой.

Режиссёра в любительском театре не было. Обычно его обязанности выполнял
исполнитель какой-либо роли. Можно сказать, что одним из первых режиссёров, а
также одним из активных создателей любительского театра был Алексей
Семёнович Широков. Помимо своей основной работы приказчика в магазине
Егорычева (сейчас магазин №52), он был начальником Минусинской дружины
Добровольного пожарного общества, руководителем драмкружка, актёром и
режиссёром.
В 1907 году он ставит пьесу Н.Я. Соловьёва «На пороге к Делу», в 1912 году – «На
дне» М. Горького, где сам сыграл роли Бубнова и Луки.

Одним из основателей театра также считается Николай Захарович Ярцев. Он
родился в семье священника и окончил Томское духовное училище. С 1878 года
работал в Минусинском канцелярском суде, но самым большим его увлечением
стал театр, которому он отдал 45 лет своей жизни, играя роли молодых героев и
исполняя обязанности режиссёра. С 1910 по 1923 годы он работает режиссёром
театра уже официально. Но подорванное здоровье даёт о себе знать. В 1927 году он
умер в нищете, потеряв зрение и не добившись советской пенсии.

В 1912 году для пожарной части было выстроено другое здание, а прежнее -
полностью перешло театру. С каждым годом любительский театр набирал силы,
всё более приближаясь к профессиональному. В репертуаре любительского театра
шли спектакли по пьесам А.П. Чехова, А.Н. Островского, Н.В. Гоголя, М.
Горького. Так продолжалось вплоть до революции 1917 года.

После того как в 1917 году в здании театра Минусинского добровольного
пожарного общества прошёл III уездный съезд Советов, который закрепил переход
власти к Советам на юге Енисейской губернии и принял резолюцию о поддержке
Советской власти, театр переименовали в Первый Советский театр. После
установления Советской власти были сделаны попытки организовать в театре
постоянную труппу. Но время было трудным: труппы то создавались, то вновь
распадались.
В сезон 1919-1920 годов в Совтеатре начала работать устоявшаяся труппа
драматических артистов. С 1923 года это уже Гостеатр, поскольку здание его
перешло в ведение горсовета. В 1926 году в его нижнем фойе открылся второй
кинотеатр города «Кино 2-й», переименованный затем в «Факел». Также в здании
театра работали учреждения: ревком, отдел управления, отдел здравоохранения,
нарообраз «Уоно», транспортный отдел. При нарообразовании были созданы
секции культуры: театральная, музыкальная, хоровая. Были открыты клубы
молодежи.

В ночь на 26 января 1931 года здание театра сгорело. Огнём был уничтожен весь
реквизит и пожарная вышка - остались только обгорелые стены. Очевидцы
вспоминали, что это было жуткое зрелище: «Дозорный на каланче бил набат до тех
пор, пока его не достигли языки пламени. Как только он спустился по верёвке,
каланча рухнула».
Актёрам временно пришлось перебраться в другие ближайшие театры. Городу
остались только руины каменных стен, которые стояли до 1938 года.

В 1932 году советское правительство приняло решение о создании в городе
колхозно-совхозного театра, в задачу которого входило обслуживание сельского
населения края. В последующие годы театр неоднократно передаётся в различные
управления. С 1935 по 1937 годы он отдан в подчинение горсовету. В 1938 году -
передан в краевой отдел по делам искусств. А в 1939 году театр был ликвидирован.
В мае 1939 года отремонтированное здание театра открылось как площадка для
гастролирующих театров страны. С 1940 по 1941 годы здание театра оказалось в
подчинении концертного бюро и практически пустовало. В 1942 году в нём
разместился эвакуированный Ставропольский театр. После его отъезда в 1943 году
в Минусинске вновь был организован драматический театр, который вошёл в
подчинение краевого отдела искусств.

В годы войны Минусинский драматический театр даёт спектакли в госпиталях,
сборы отправляются в Фонд обороны. В репертуаре труппы – маленькие пьесы и
концерт. За день приходилось давать по четыре-пять представлений. Зимой 1944
года коллектив театра был вынужден перебазироваться в город Канск (вышла из
строя отопительная система здания театра). Принудительные гастроли театра
прошли успешно. Там и встретили День Победы, дав в этот день два спектакля и
концерт.

В июне 1945 года на базе Минусинского театра, разделив труппу и имущество,
организовался Ачинский драматический театр. В июле 1945 года было принято
решение исполкома крайсовета о ликвидации Минусинского городского
драматического театра, в результате чего половина актёрского состава и
сотрудников художественно-творческих отделов переведены в Ачинский театр.
Вторая же половина осталась в Минусинске. На базе имеющегося театрального
помещения и инвентаря был утверждён колхозно-совхозный театр под
руководством Ивана Петровича Шмыкова.

В последующие годы театр возглавляет коренной минусинец Николай
Климентьевич Гудзенко. Под его руководством ведётся работа по оформлению
интерьера театра, оснащению сцены и цехов. Труппа пополняется интересными
актёрами, содержательным репертуаром.
С конца 1950-х годов Минусинский драматический театр становится постоянным
участником и призёром Краевого фестиваля «Театральная весна».
В 1950-60-е годы главным направлением репертуара театра была задача рассказать
о Сибири прошлого и настоящего, о героических днях Октября, познакомить с
историей государства. В 1960 году Минусинский драматический вошёл в сеть
театров Министерства культуры РСФСР.

В 1980 году Минусинский театр становится Краевым государственным
драматическим театром. В 1982 году театр первым в стране осуществил постановку
спектакля «Хмель» по одноимённому роману А.Т. Черкасова. А в 1986 году за этот
спектакль Государственной премией РСФСР им. К.С. Станиславского были
награждены режиссёр-постановщик – заслуженный деятель искусств России
Валерий Павлович Пашнин, художник-постановщик – Александр Васильевич
Кузнецов и исполнительница роли Ефимии – заслуженная артистка России Галина
Вениаминовна Саломатова.

В 1995 году главным режиссёром театра становится Алексей Алексеевич Песегов.
В 1999 году театр становится лауреатом Всероссийского конкурса «Окно в
Россию» в номинации «Театр года», а также обладателем специальной премии от
Конгресса интеллигенции РФ – диплома и золотой медали им. академика Д.С.
Лихачёва.
Спектакли Минусинского театра в постановке заслуженного деятеля искусств РФ
А.А. Песегова четырежды номинировались на Национальную театральную премию
«Золотая маска». В 1998 году впервые театр из Красноярского края становится
участником фестиваля со спектаклем «Чайка» по пьесе А.П. Чехова. В 2000 году
первым в Красноярском крае Минусинский театр становится лауреатом
Национальной театральной премии «Золотая маска», спектакль «Циники» по
роману А.Б. Мариенгофа получает Специальный приз жюри фестиваля. В 2004
году номинируется спектакль «Наваждение Катерины» по повести Н.С. Лескова
«Леди Макбет Мценского уезда». В 2016 году – спектакль «Колыбельная для
Софьи» по рассказу Е.И. Замятина «Наводнение».
Минусинский театр дважды становился участником внеконкурсной программы
«Маска Плюс» Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска». В
2009 году со спектаклем «Чёрный тополь» по роману А.Т. Черкасова и П.Д.
Москвитиной. В 2014 году – со спектаклем «Васса» по пьесе М. Горького «Васса
Железнова (Мать)».
В 2003 году Минусинский театр удостоен премии им. В.П. Астафьева в номинации
«Театральное искусство молодых».
В 2007 году театр становится лауреатом премии Правительства РФ им. Ф. Волкова
за вклад в развитие театрального искусства России.

В рамках совместного российско-японского проекта «Сакура» в 2010 году на сцене
Минусинского драматического театра состоялась международная премьера
спектакля «…И в Сибири сакура цветёт…» (режиссёр – з.д.и. РФ А.А. Песегов) с
участием японских артистов, на которой побывал и министр Посольства Японии
господин Акира Имамура. В знак признания этот спектакль был приглашён на
гастроли по трём городам Японии - Токио, Киото, Мацумото.
В феврале 2016 года Минусинский театр со спектаклем «Тестостерон» по пьесе А.
Сарамоновича принял участие в фестивале «Театральный дивертисмент». Показы
проходили в трёх городах Израиля.

В апреле 2021 года основное историческое здание театра закрылось на
реконструкцию. В настоящее время ведутся работы по восстановлению объекта
культурного наследия. В начале 2023 года в рамках реконструкции театр приобрёл
новое здание, где разместились производственные цеха и начала функционировать
малая сцена.

За многолетнюю историю своего существования Минусинский драматический
сберёг традиции русского психологического театра. В условиях конкуренции со
стремительно развивающимся мультимедийным пространством театр
осуществляет прямое соприкосновение с искусством. Ищет непосредственный
контакт со зрителями, включая молодёжь и юных театралов, сохраняя живое
общение, помогающее почувствовать красоту и гармонию.

Минусинский драматический театр – многократный участник и призёр Фестиваля
театров малых городов России, Международного Волковского фестиваля,
Международного театрального фестиваля современной драматургии им. А.
Вампилова, Международного фестиваля-конкурса профессиональных
драматических театров «Камерата», Всероссийского фестиваля «Старейшие театры
России в Калуге», Международного фестиваля театрального искусства «Надежда
России», Межрегионального фестиваля «Сибирский транзит», Всероссийского
фестиваля «Реальный театр», фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки
режиссуры», Межрегионального театрального фестиваля «Сахалинская рампа»,
Международного театрального фестиваля «Школа. Студия. Мастерская», Краевого
фестиваля «Театральная весна» и многих других.

1971 год
Лауреат Краевого фестиваля «Театральная весна», г. Красноярск (А. Сафронов
«Наследство», реж. – засл. арт. РСФСР Николай Гудзенко, худ. Ольга Бурдинская)
– диплом II степени;

1973 год
Дипломант Всероссийского смотра спектаклей к 150-летию со дня рождения А.
Островского (А. Островский «Пучина», реж. Михаил Кольцов);

1984 год
Лауреат Всероссийского фестиваля «Героическое освоение Сибири иДальнего
Востока» (А. Черкасов «Хмель», реж. Валерий Пашнин) – диплом за создание
образа Филарета (арт. Анатолий Венгржиновский);

1986 год
Обладатель Государственной премии РСФСР им. К.Станиславского (А. Черкасов
«Хмель», реж. Валерий Пашнин);

1995 год
Лауреат Краевого фестиваля «Театральная весна», г. Красноярск (Н. Гоголь
«Женитьба», реж. М. Коромщиков) – диплом «Лучшая работа режиссёра», диплом
и приз жюри за лучшие костюмы (худ. Светлана Коновалова), диплом «Лучший
дебют сезона» (арт. А. Барбашов), диплом «Лучшая актёрская работа» (арт.
Любовь Любецкая), диплом «Лучшая актёрская работа» (арт. Павел Семенихин);

1997 год
Лауреат Всероссийского театрального фестиваля «Байкальские встречи
уВампилова» («Павел и Александра» по пьесе А. Соколовой «Фантазии
Фарятьева», реж. Пётр Аникин) – диплом «Лучшая мужская роль» (арт. Павел
Семенихин), диплом и приз «Надежда» (арт.Ольга Тайшихина);

1998 год
• Участник Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» (А.
Чехов «Чайка», реж. Алексей Песегов);
• Обладатель Гран-при Краевого фестиваля «Театральная весна», г. Красноярск (А.
Чехов «Чайка», реж. Алексей Песегов);

1999 год
Лауреат Всероссийского конкурса «Окно в Россию» в номинации «Театр года» и
обладатель специальной премии от Конгресса интеллигенции РФ - диплома
изолотой медали им. академика Д. Лихачёва;

2000 год
• Лауреат Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» (А.
Мариенгоф «Циники», реж. Алексей Песегов) – специальный приз жюри
фестиваля;
• Обладатель Гран-при Краевого фестиваля «Театральная весна», г. Красноярск (А.
Мариенгоф «Циники», реж. АлексейПесегов);

2003 год
• Обладатель Гран-при Фестиваля «Сибирский транзит», г. Омск («Наваждение
Катерины» по пов. Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», реж. – з.д.и. РФ
Алексей Песегов) – награда «Крылатый гений», диплом «Дебют фестиваля» (арт.
Екатерина Соколова), диплом «Лучшее световое оформление» (Денис Зыков);
• Обладатель Гран-при Краевого фестиваля «Театральная весна», г. Красноярск
(«Наваждение Катерины» по пов. Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»,
реж. – з.д.и. РФ Алексей Песегов);
• Лауреат премии им. В. Астафьева в номинации «Театральное искусство
молодых»;
• Участник VII Всероссийского фестиваля «Реальный театр», г. Екатеринбург
(«Наваждение Катерины» по пов. Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»,
реж. – з.д.и. РФ Алексей Песегов);
• Участник Международного рождественского фестиваля искусств, г.Новосибирск
(«Наваждение Катерины» по пов. Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»,
реж. – з.д.и. РФ Алексей Песегов);

2004 год
• Участник Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска»
(«Наваждение Катерины» по пов. Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»,
реж. – з.д.и. РФ Алексей Песегов);
• Лауреат Межрегионального фестиваля «Сибирский транзит», г. Томск (А. Чехов
«Вишнёвый сад», реж. – з.д.и. РФ Алексей Песегов) – диплом СТД РФ (реж. – з.д.и.
РФ Алексей Песегов), почётная грамота СТД РФ (арт. Лариса Медведева), премия
Губернатора Томской области «За сценографию» (худ. Светлана Ламанова);
• Лауреат Конкурса «Итоги сезона» Красноярского отделения СТД РФ – диплом
«Лучший спектакль» (А. Чехов «Вишнёвый сад», реж. – з.д.и. РФ Алексей
Песегов);
• Участник Краевого фестиваля «Театральная весна», г. Красноярск (А. Чехов
«Вишнёвый сад»», реж. – з.д.и. РФ АлексейПесегов);
• Лауреат Всероссийского фестиваля «Надежда России», г. Кемерово (Э. Де
Филиппо «Дружба», реж. Сергей Быков) – диплом лауреата фестиваля;

2006 год
• Обладатель специального приза Красноярского отделения СТД РФ «За верность
традициям русского репертуарного театра и приобщение к классике современного
зрителя»;
• Лауреат Международного театрального фестиваля «Камерата», г. Челябинск (Ю.
Волков «Гдетвои крылья?..», реж. – з.д.и. РФ Алексей Песегов) – диплом «За
верность традициям русского национального театра»;

2007 год
• Лауреат Международного Волковского театрального фестиваля, г. Ярославль (Ю.
Волков «Гдетвои крылья?..», реж. – з.д.и. РФ Алексей Песегов) – премия
Правительства РФ им. Ф. Волкова за вклад в развитие театрального искусства
России;
• Лауреат Фестиваля «Театральная столица края», г. Красноярск (Д. Стейнбек
«Люди и мыши», реж. – з.д.и. РФ АлексейПесегов) - диплом «Лучшая режиссура»;

2008 год
• Лауреат Всероссийского фестиваля «Старейшие театры России в Калуге»
(«Наваждение Катерины» по пов. Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»,
реж. – з.д.и. РФ АлексейПесегов) – диплом «За оригинальное личное режиссёрское
прочтение прозы Н.Лескова»;
• Обладатель Гран-при VI Фестиваля театров малых городов России, г. Лысьва (А.
Черкасов, П. Москвитина «Чёрный тополь», реж. – з.д.и. РФ АлексейПесегов);
• Лауреат Фестиваля «Театральная столица края», г. Красноярск (А. Черкасов, П.
Москвитина «Чёрный тополь», реж. – з.д.и. РФ АлексейПесегов) – диплом
«Лучшая работа режиссёра», диплом «Лучшая работа художника» (лауреат Гос.
премии РСФСР Александр Кузнецов), диплом «Лучшая женская роль» (арт. Галина
Архипенкова), диплом «Лучший актёрский дуэт» (засл. арт. РФ Александр Зыков,
арт. Ангелина Пономарёва);
• Лауреат Конкурса «Премьеры Красноярья» (А. Черкасов, П. Москвитина
«Чёрный тополь», реж. – з.д.и. РФ АлексейПесегов) – диплом «Лучшая работа
режиссёра», диплом «Лучшая сценография», диплом «Лучший мужской дебют
сезона» (арт. Артём Лопатин), диплом «Лучшая женская роль второго плана» (арт.
Наталья Котельникова, Галина Архипенкова), диплом «Лучший эпизод» (арт.
Лариса Никитина, Александр Зыков), диплом «За лучшее пластическое
воплощение» (арт. Роман Пылаев);

2009 год
Участник Внеконкурсной программы Национальной театральной премии
ифестиваля «Золотая маска» - «Маска Плюс» (А. Черкасов, П. Москвитина
«Чёрный тополь», реж. – з.д.и. РФ АлексейПесегов);

2010 год
Участник Международного российско-японского проекта-фестиваля «Сакура»,
турне по городам Японии: Токио, Киото, Мацумото (Н. Матханова «…И в Сибири
сакура цветёт...», реж. – з.д.и. РФ Алексей Песегов);

2011 год
• Обладатель Гран-при IX Фестиваля театров малых городов России, г. Балаково
(В. Гуркин «Саня, Ваня, Римас», реж. – з.д.и. РФ АлексейПесегов), показ
спектакля в Театре Наций, г. Москва;
• Лауреат Краевого фестиваля «Театральная весна», г. Красноярск – диплом
«Лучший ансамбль» (В. Гуркин «Саня, Ваня, Римас», реж. – з.д.и. РФ Алексей
Песегов), диплом «Лучший женский дебют вдраматическом спектакле» (арт.
Мария Архипенкова – А. Вампилов «Старший сын», реж. Тимур Насиров), диплом
«Лучшая мужская роль второго плана вдраматическом спектакле» (арт. Сергей
Быков – П. Гладилин «Вышел ангел из тумана», реж. – з.д.и. РФ Алексей Песегов);

2012 год
• Лауреат X Фестиваля театров малых городов России, г.Лысьва (А. Островский
«Таланты и поклонники», реж. Павел Зобнин) – диплом «За лучшую женскую роль
второго плана» (арт. Галина Архипенкова);
• Участник Межрегионального фестиваля-конкурса «Ново-Сибирский транзит»,
г.Новосибирск (А. Островский «Таланты и поклонники», реж. Павел Зобнин);
• Лауреат Краевого фестиваля «Театральная весна», г. Красноярск (А. Островский
«Таланты и поклонники», реж. Павел Зобнин) – диплом «Лучшая премьера
сезона»,диплом «Лучшая женская роль» (арт.МаринаКовалёва),диплом «Лучшая
женская роль второго плана» (арт. ГалинаАрхипенкова), диплом «Лучшая мужская
роль второго плана» (арт. Игорь Фадеев), специальный приз жюри фестиваля
«Лучшая работа художника по костюмам» (худ. Ольга Атмадзас);

2013 год
• Лауреат XI Фестиваля театров малых городов России, г. Пятигорск (Н. Гоголь
«Ревизор», реж. – з.д.и. РФ Алексей Песегов) – диплом «Лучшая мужская роль»
(арт. Игорь Фадеев);
• Лауреат Краевого фестиваля «Театральная весна», г. Красноярск (Н. Гоголь
«Ревизор», реж. – з.д.и. РФ Алексей Песегов) – диплом «Лучшая премьера сезона
вгосударственном драматическом театре», благодарственное письмо «За
доблестное служение театру и в связи с 60-летием» худ. руководителю
Минусинского драматического театра – Алексею Песегову;

2014 год
• Участник Внеконкурсной программы Национальной театральной премии и
фестиваля «Золотая Маска» – «Маска Плюс» (М. Горький «Васса», реж. – з.д.и. РФ
Алексей Песегов);
• Лауреат XII Фестиваля театров малых городов России, г. Коломна (М. Горький
«Васса», реж. – з.д.и. РФ Алексей Песегов) – приз Губернатора Московской
области;
• ЛауреатМежрегионального фестиваля-конкурса «Ново-Сибирский транзит», г.
Новосибирск (А. Островский «Василиса Мелентьева», реж. – з.д.и. РФ Алексей
Песегов) - диплом «За лучшую женскую роль второго плана» (арт. Дарья
Савинова);
• Участник Международного театрального фестиваля «ПостЕфремовское
пространство», г. Ялта (П. Гладилин «Вышел ангел из тумана», реж. – з.д.и. РФ
Алексей Песегов);

2015 год
• Участник XIII Всероссийского фестиваля «Реальный театр», г. Екатеринбург
(«Колыбельная для Софьи» по пов. Е. Замятина «Наводнение», реж. – з.д.и. РФ
Алексей Песегов);
• Лауреат Краевого фестиваля «Театральная весна», г. Красноярск («Колыбельная
для Софьи» по пов. Е. Замятина «Наводнение», реж. – з.д.и. РФ Алексей Песегов) –
диплом «Лучшая премьера сезона в драматическом театре»;

2016 год
• Участник Национальной театральной премии ифестиваля «Золотая Маска»
(«Колыбельная для Софьи» по пов. Е. Замятина «Наводнение», реж. – з.д.и. РФ
Алексей Песегов), спектакль заявлен в пяти номинациях: «Лучший спектакль
вдраме. Большая форма», «Лучшая работа режиссёра», «Лучшая работа художника
по свету» (Сергей Гаевой), «Лучшая женская роль» (арт. Ольга Смехова), «Лучшая
мужская роль» (арт. Игорь Фадеев);
• Участник программы «Russian Case-2016» в рамках Национального театрального
фестиваля и премии «Золотая Маска», г. Москва («Колыбельная для Софьи» по
пов. Е. Замятина «Наводнение», реж. – з.д.и. РФ Алексей Песегов);
• Участник Международного фестиваля «Театральный дивертисмент», Израиль (А.
Сарамонович «Тестостерон», реж. – з.д.и. РФ Алексей Песегов);
• Обладатель Гран-При XIV Фестиваля театров малых городов России, г. Вольск
(«Колыбельная для Софьи» по пов. Е. Замятина «Наводнение», реж. – з.д.и. РФ
Алексей Песегов);
• Лауреат Краевого фестиваля «Театральная весна», г. Красноярск (В. Илюхов
«Молодильные яблоки», реж. Анатолий Кузьмин) – диплом «Заубедительное
создание образа» (арт. Сергей Поспелов);

2017 год
• Участник I Театрального фестиваля «Школа. Студия. Мастерская», г. Санкт-
Петербург («Колыбельная для Софьи» по пов. Е. Замятина «Наводнение», реж. –
з.д.и. РФ Алексей Песегов);
• Лауреат XV Фестиваля театров малых городов России, г. Тобольск (М. Булгаков
«Последние дни», реж. Сергей Потапов) – диплом от Ассоциации театральных
критиков России;
• Участник XV Всероссийского фестиваля «Реальный театр», г. Екатеринбург (М.
Булгаков «Последние дни», реж. Сергей Потапов);
• Участник Международного театрального фестиваля современной драматургии
им. А. Вампилова, г. Иркутск («Колыбельная для Софьи» по пов. Е. Замятина
«Наводнение», реж. – з.д.и. РФ Алексей Песегов);
• Победитель конкурса «Полюс. Золотой сезон», участник фестиваля «Территория.
Магадан», г. Магадан (М. Булгаков «Последние дни», реж. Сергей Потапов);
• Лауреат Краевого фестиваля «Театральная весна», г. Красноярск (М. Булгаков
«Последние дни», реж. Сергей Потапов) – диплом «Лучшая работа режиссёра в
драматическом театре»;

2018 год
• Лауреат Фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры», г.
Москва (А. Таммсааре «Оттенки», реж. – з.д.и. РФ Алексей Песегов) – диплом «За
урок свободного театра в сложных условиях перпендикулярного времени»
режиссёру – з.д.и. РФ Алексею Песегову;
• Участник XVI Фестиваля театров малых городов России, г. Новороссийск (Л.
Андреев «Екатерина Ивановна», реж. – з.д.и. РФ Алексей Песегов);
• Лауреат V Межрегионального театрального фестиваля-конкурса «Ново-
Сибирский транзит», г. Новосибирск (М. Булгаков «Последние дни», реж. Сергей
Потапов) – премия за выдающийся вклад и новаторство в развитии театрального
искусства «Лучший театральный менеджер» худ. руководителю Минусинского
драматического театра – Алексею Песегову;
• Участник проекта «Золотая Маска в Новокуйбышевске» («Колыбельная для
Софьи» по пов. Е. Замятина «Наводнение», реж. – з.д.и. РФ Алексей Песегов);
• Лауреат Краевого фестиваля «Театральная весна» (Л. Андреев «Екатерина
Ивановна», реж. – з.д.и. РФ Алексей Песегов) – диплом «Лучшая женская роль в
драматическом театре» (арт. Ольга Смехова);
• Участник Дней эстонской культуры в Красноярске (А. Таммсааре «Оттенки»,
реж. – з.д.и. РФ Алексей Песегов);
• Лауреат I Межрегионального фестиваля-конкурса комедий «Зрительский успех»,
г. Красноярск (А. Сарамонович «Тестостерон», реж. – з.д.и. РФ Алексей Песегов) –
специальный приз жюри «За актёрский ансамбль спектакля «Тестостерон»;

2019 год
• Участник II Летнего фестиваля губернских театров «Фабрика Станиславского», г.
Москва (А. Таммсааре «Оттенки», реж. – з.д.и. РФ Алексей Песегов);
• Участник VI Театрального фестиваля «Сахалинская рампа», г. Южно-Сахалинск
(«Наваждение Катерины» по пов. Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»,
«Колыбельная для Софьи» по пов. Е. Замятина «Наводнение», реж. – з.д.и. РФ
Алексей Песегов; С. Белов, С. Куваев «Не хочу быть собакой!», реж. Игорь
Фадеев);
• Лауреат XVII Фестиваля театров малых городов России, г. Камышин (А.
Таммсааре «Оттенки», реж. – з.д.и. РФ Алексей Песегов) – специальный приз
Губернатора Волгоградской области;
• Лауреат Краевого фестиваля «Театральная весна», г. Красноярск (А. Таммсааре
«Оттенки», реж. – з.д.и. РФ Алексей Песегов) – диплом «Лучшая работа художника
в драматическом театре» (худ. Светлана Ламанова);

2020 год
• Лауреат IV Фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры», г.
Москва (В. Сигарев «Алексей Каренин», реж. – з.д.и. РФ Алексей Песегов) –
диплом «За урок сострадания и смены ракурса» режиссёру – з.д.и. РФ Алексею
Песегову;
• Лауреат V Международного фестиваля спектаклей о любви «Свидания на
Театральной», г. Рязань («Колыбельная для Софьи» по пов. Е. Замятина
«Наводнение», реж. – з.д.и. РФ Алексей Песегов) – диплом «Лучшая работа
художника-постановщика» (худ. Никита Сазонов), диплом «Лучшая роль второго
плана» (арт. Игорь Фадеев);
• Лауреат VIII Международного театрального фестиваля-лаборатории спектаклей
малых форм CHELoВЕК ТЕАТРА, г. Челябинск (А. Слаповский «Собака», реж.
Анатолий Кузьмин) – диплом лауреата фестиваля;
• Участник XXVII Пушкинского театрального фестиваля в онлайн-формате, г.
Псков (М. Булгаков «Последние дни», реж. Сергей Потапов);
• Участник III Международного Большого Детского Фестиваля в онлайн-формате,
г. Москва (М. Супонин «Коза-дереза», реж. Екатерина Гороховская);

2022 год
• Участник Первого всероссийского театрального фестиваля им. В. Распутина (В.
Астафьев «Конь с розовой гривой», реж. – з.д.и. РФ Алексей Песегов);
• Лауреат XIX Фестиваля театров малых городов России, г. Нижний Тагил (В.
Астафьев «Конь с розовой гривой», реж. – з.д.и. РФ Алексей Песегов) – приз
Председателя жюри Николая Коляды «За искренность в создании прозы Виктора
Астафьева на сцене»;
• Лауреат Краевого фестиваля «Театральная весна», г. Красноярск (А. Володин «С
любимыми не расставайтесь…», реж. Ирина Дрёмова) - специальный приз жюри
фестиваля «За гуманистическое решение образа Судьи в спектакле «С любимыми
не расставайтесь» (засл. арт. РФ Лариса Корнева);
• Лауреат Фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры», г.
Москва (Д. Мамин-Сибиряк «Озорник», реж. – з.д.и. РФ Алексей Песегов) – приз в
номинации «Приз зрительских симпатий»;

2023 год
• Лауреат Краевого фестиваля «Театральная весна», г. Красноярск - диплом в
номинации «Лучшая премьера сезона в драматическом театре (малая форма)» (М.
Кадацкая «В рождественскую ночь…», реж. Ирина Дрёмова), диплом в номинации
«Лучшая женская роль второго плана в драматическом спектакле» (арт. Любовь
Любецкая за роль Экономки – М. Кадацкая «В рождественскую ночь…», реж.
Ирина Дрёмова); диплом в номинации «Лучшее музыкальное оформление
спектакля в драматическом театре» (композитор Евгения Терёхина – Д.Н. Мамин-
Сибиряк «Озорник», реж. – з.д.и. РФ Алексей Песегов);
• Лауреат XX Фестиваля театров малых городов России, г. Магнитогорск (М.
Кадацкая «В рождественскую ночь…», реж. Ирина Дрёмова) – Специальный
диплом Председателя жюри Марата Гацалова режиссёру спектакля.