Минусинский драмтеатр на Радио 7: Илья Леонов



Фото Ильи Леонова с сайта Минусинского драмтеатра

В эфире радиостанции Радио 7 На семи холмах 107,5 FM в Абакане Леонов Илья, актер Минусинского драматического театра. Служит в театре с 2014 года, более 20 ролей. И сегодня он нам представляет спектакль «Папа в паутине», который покажут в Абаканском дворце молодёжи 26 марта. У Ильи в этом спектакле роль Стэнли Поуни. А 2 апреля в 18:30 в Минусинске на сцене центра культурного развития можно посмотреть спектакль «Алексей Каренин», там Илья в роли Алексея Вронского.

Как ты попал в театр? И первую роль помнишь? Какой спектакль или роль – самые запоминающиеся?

Два года после окончания Академии музыки и театра в городе Красноярске я работал в шоу-бизнесе, потому что в театр, попросту говоря, не попал. Выезжать из Красноярска я не хотел, хотя меня сразу после выпускного отправляли в Минусинский драмтеатр. Заведующая литературной частью театра имени Пушкина говорила – съезди, отработай сезон, я тебя в «Пушку» потом возьму. Но я тогда не поехал. И так получилось, что через 2 года после окончания, я узнал, что в Минусинске требуются молодые актёры, что можно ехать пробовать. Я отправил резюме, потом дозвонился лично до Алексея Алексеевича (А.А.Песегов – художественный руководитель Минусинского драмтеатра – ред.), он сказал своё коронное – старик, приезжай. И я приехал.

Так как это мой первый театр и мне не с чем сравнивать, но с самого первого сезона самого первого года, когда я попал в этот театр, я попал в приятнейшую атмосферу студийности. Меня безумно подкупило, что актёры реально настоящая семья. Очень классная душевная атмосфера.

Самая первая роль была у меня в сказке «Душа земли», ставил её режиссёр абаканского театра Баатр Колаев. И сразу на меня свалилось главная роль - это царевич Лучезар. Помню, что было трудно, так как 2 года был, грубо говоря, не в профессии. Надо было восстанавливать себя по кусочкам, вспоминать буквально с азов. Самая сложная роль, которая давалась реально тяжело, это роль в спектакле «Мышеловка». Там играл психа, ну слегка придурковатого человека. Это Агата Кристи, детектив, сложный жанр. Сложность роли была в том, что описание персонажа безумно похоже на меня самого, то есть, как он поступает в пьесе, так и я бы в жизни поступил. А по закону нашего искусства, нужно всё-таки становиться другим человеком, оставаясь самим собой. Вот и трудно было найти отличие от себя. Ну а запоминающаяся - это роль Дантеса, спектакль «Последние дни» по пьесе Булгакова. Она и сложная была с одной стороны, с другой стороны очень запоминающаяся, потому что надо было с акцентом поработать и в той манере, и в том свете, и плюс режиссёр очень-очень интересный – Сергей Потапов.

Спектакль «Папа в паутине», который будет 26 числа в Абакане. Комедийный жанр, он тебе вообще близок?

Во-первых, безумно приятно, когда реакция идёт из зала, когда зритель смеётся, это нам импонирует. Мне, если честно, приятно работать в абсолютно любом жанре. Потому что я люблю свою профессию.

2 апреля в Минусинске спектакль «Алексей Каренин» там уже роль Алексея Вронского, совсем другой типаж, нежели роль Стэнли Поуни в спектакле «Папа в паутине». Вот как вся эта штука, которую Станиславский называл перевоплощением, как она вообще даётся? Какая роль всё-таки интереснее для работы?

Конечно, работы разные и работать в них нужно по-разному и даже объём самой работы разный. Если Стэнли - это персонаж главный и там очень много текста, то роль Алексея Вронского, она эпизодическая, то есть у меня там всего три-четыре выхода на сцену. Важность этого персонажа не только в том, чтобы подчеркнуть и провести всю эту историю, но ещё и очень важно сработать в ансамбле всего спектакля. Чтобы вся картинка смотрелось целостно. Подготовка разная, для комедии ты больше заряжаешься и бодришься. Режиссёр Сергей Петрович Быков, который ставил «Папу в паутине» ввел очень интересное понятие - дайте мне зягу. Это аббревиатура: звонче, ярче, громче.

Алексей Каренин это вещь драматичная, здесь мы загружаемся в предлагаемые, более глубокие обстоятельства. Хотя у меня там любовная история, но есть место и драме.

Ты сказал, что у тебя три-четыре выхода на сцену. А что делает артист между выходами? Он садится в гримерку и ждёт, когда помреж ему скажет выходить или как?

Не совсем так, не помреж, у нас есть трансляция в каждую гримёрную и мы слышим, что происходит на сцене. Кстати очень хороший вопрос, потому что перерыв между предпоследним и последним выходом у меня целый час. Можно, конечно же, почитать чего-нибудь, но не увлекаться. Так как я знаю, что у меня в перерыве между этими двумя выходами есть антракт, то я примерно понимаю, что когда прозвучит третий звонок на второй акт, где у меня последний выход, я уже отбрасываю все свои дела и уже иду целенаправленно за примерно 10-20 минут до моего выхода готовиться, настраиваться на сцену.

Бывает так, что…

Пропустишь выход? Да, у меня есть одна история! В общем, когда мы еще были в старом здании театра, у нас было кроме аудио- еще и видеотрансляция. И так получилось, что я прямо засмотрелся, ребята хорошо играют, думаю. И слышу, что какой-то текст уже мимо идёт и я понимаю, что я в этот момент уже должен быть на сцене. Я побежал со всех ног, снося двери!

Бывает такое, что последний выход героя, а спектаклю ещё продолжаться там 50 минут. час?

Как раз в «Алексее Каренине» у меня выход во втором акте где-то через 10 минут после начала и потом до поклона ещё около часа.

И если сильно нужно домой?

Нет, поклон – это святое. Это благодарность зрителям.

Стало известно, что на вручении диплома участникам фестиваля в Иркутске 16 марта Минусинский театр, в шутку либо всерьёз, назвали именем Алексея Алексеевича Песегова. Ты играешь в его спектаклях, этот опыт как даётся? И чем полезна для тебя, как для актёра работа с Алексеем Алексеевичем? Ты чему-то у него научился?

Во-первых, начнём с того, что даже если это прозвучало в шутку, то я бы с этим согласился по той простой причине, что именно фигура Алексея Алексеевича, именно его гений, который случился здесь в этой провинции, в Минусинске, это именно то, что наш театр и отличает. Мне было безумно приятно попасть в этот театр под его начало, работать в его спектаклях очень интересно, на протяжении всей работы: от читки, от самого первого нашего застольного периода до премьеры. Мне особенно интересно работать с Алексеем Алексеевичем во время читок и наблюдать за тем, как он разбирает текст пьесы. Для меня было просто настоящим шоком, как человек может, как Шерлок Холмс, он пьесу просто раскрывает, расщепляет по молекулам каким-то. И он научил меня видеть буквально в каких-то вроде бы незначимых словах, репликах, видеть смыслы и отсылки и очень внимательно читать.

Некоторое время мы даже не берём текст сам в руки, просто разговариваем, что несёт пьеса, в чём её смысл, что мы будем играть. Алексей Алексеевич даст тебе прочитать и потом он не будет за тебя тебе интонацию в рот вкладывать. Нет, он просто направит таким образом, чтобы ты сам понял. В этом ещё прелесть работы с Алексеем Алексеевичем, чтобы ты сам доходил, почему этот персонаж так говорит.

Режиссёры работают по-разному, кто-то любит этюдный метод, кто-то прямо с репетиции сразу на сцену. Спектакль «Последние дни» - мы только прочитали текст и сразу пошли его делать. Режиссёр Сергей Потапов начал накидывать даже бредовые идеи…

Как это происходит технически? Ты делаешь какие-то пометки?

Обязательно, текст просто испещрен. Кроме того, что у меня есть текст самой роли, я ещё всегда завожу себе тетрадочку и туда переписываю свои реплики. Так удобнее запоминается и плюс в тетрадке можно тоже делать какие-то пометки.

А нельзя какой-то диктофон использовать?

Ну, вообще, Алексей Алексеевич не любит присутствие гаджетов в целом. И это правильно. Если записываешь на диктофон какой-то один момент, потом может это уже как-то по-другому повернётся. Может быть такое, что ты сидишь читаешь читаешь у тебя одно, а встаёшь на ноги, выходишь на площадку уже может родиться что-то другое.

Как актёр, как развиваешься? Каков твой тренинг, он ежедневный или время от времени? И вообще может быть тебе нет необходимости?

Надо всем и всегда. Век живи - век учись, тренируйся и так далее. В июне состоится постановка спектакля «Вольные псы», где мы будем играть собак. И специально для этого мы за 5 месяцев начали подготовку. Наняли специального тренера по акробатике и в Минусинске в спортивном зале крутим кувырки, прыгаем сальтухи и так далее. Даже те, кто никогда этого не делал. Кроме того у нас до начала реконструкции постоянно были занятия вокал и танец по часу в день.

Возвращаясь опять к Минусинскому драматическому театру, известно о том, что у него не бывает пустых залов. Известно, что в Красноярском крае сняты ограничения в том числе по наполняемости. Соскучился по аншлагам?

По этому поводу у меня тоже есть история, произошла она в прошлое воскресенье. У нас были ограничения, какие-то проценты и ощущалась, было видно. Есть такие спектакли, что ты прямо зал смотришь и видишь, сколько пустых кресел. Мы сейчас работаем в центре культурного развития, поэтому сцену мы делим. То есть половина месяца наша и мы её активно используем для спектаклей, для репетиций. А половину месяца сцена принадлежит центру культурного развития. Соответственно вдвое также сокращён наш репертуар. В месяц мы играем в два раза меньше, чем обычно. А такая вещи, как сказочки детские, они вообще стали редкими. Что меня не может не расстраивать, потому что детей нужно приучать и приобщать к театру. И каково было моё удивление в воскресенье, уже когда все ограничения были сняты, и открылся занавес, я увидел ну просто полный зал детей и взрослых. Это было настолько круто!

Слушайте Радио 7 на семи холмах 107,5 FM в Абакане по будням с 17 до 18 часов и выигрывайте пригласительные и другие интересные призы. Телефон студии 297-997